Над Кавказскими Минеральными Водами на параплане.

Юца расположена рядом с Пятигорском и является центром парапланеризма на всём Кавказе. Полёты на параплане тут наиболее безопасны.

Вы любите горы? Я да. Потому для меня наш регион – самый лучший в России. Я начал летать в 1994 году, когда парапланеризм ещё только зарождался. Первые парапланы в СССР начали делать в НИИ Парашютостроения в 1986 году, в Москве. В этом же году и организовали дельтаклуб на горе Юца. Он стал испытательной базой для этого НИИ и одним из первых дельтаклубов в СССР.

На Юце летать начали еще в 70-х годах прошлого века, дельтапланеристы. Со временем, их становилось всё меньше, а парапланеристов – всё больше. Произошло это по причине того, что параплан гораздо легче в обучении и эксплуатации.

СПП-30, система парашютная планирующая.

Первые крылья были пошиты по парашютной схеме, имели лётное качество 3 единицы и весили по 15 килограммов. Когда местные инструктора стали писать отчёты в НИИ о том, как летать на них, то написали чтобы в Институте подумали над другой схемой подвесной системы, а то после получаса полёта в ней начинают затекать ноги, а после двух часов полёта стоять на них просто невозможно. В НИИ были удивлены: “Как так, после двух часов?! Оно же только вниз может лететь!” Но подвеску сделали и сделали целую серию крыльев, помимо СПП-30. Там уже были другой, эллипсовидной формы аппараты.

В 1991 году провели первый и последний Чемпионат СССР по парапланам. Первым и последним Чемпионом СССР стал Сергей Дулин. Сейчас вы его можете увидеть на Юце, он живет в палатке рядом с нижним стартом. Конечно, маршрутные молёты тогда не были столь протяженные как сейчас. Помню, в 1996 году Рамиль Якупов пролетел 50 км, до деревни Бекешевская, так это была сенсация, он стал тогда Чемпионом России и Мастером Спорта. Сейчас рекорд России около четырёхсот километров, а маршрут в 50 км не считается чем-то из ряда вон выходящим. На сегодняшний день неофициальный рекорд Юцы 204 км.

Дулин над нижним стартом под Юцой. 2020 год.

Крылья сильно поменялись с того времени, выросло и мастерство пилотов. Но Юца так и остаётся меккой для парапланеристов со всей России. Для меня Юца – это домашняя гора. Я живу в 8 километрах от неё. Она хороша тем, что находится рядом с городом, сюда есть удобный заезд и тут развита инфраструктура для пилотов. Есть два лагеря, удобствами которых можно пользоваться. Тут есть горячий душ, туалет, стиральная машинка, хороший мобильный интернет и электричество. Для тех, кто предпочитает комфорт романтике, внизу, в селе, есть несколько гостевых домов и гостиниц. Так же есть удобный заезд на гору для внедорожников. Взойти на гору тоже не сложно. Есть несколько стартов – под разные направления и силу ветра. Посадочных площадок тут достаточно для того, чтобы совсем неопытные пилоты могли безопасно приземляться. Так же много места для занятий наземной подготовкой.

Над горой Юцой.

Юца хороша ещё тем, что рядом расположено много парапланерных стартов. На одних КМВ их как минимум, около десятка. Только на КМВ, если заниматься Hike&Fly, можно бродить неделю и летать каждый день в новой локации. Бештау, Машук, Золотой Курган, Джуца, Верлюд, Бык, Юца – всё это наши горы. Если сюда приплюсовать и окрестности Кисловодска, то получится, что только тут можно полетать в десятке различных локаций.

Старт спидглайдера с горы Джуца

Над Бештау

Внизу – Бештау, маршрутный полёт с Юцы.

Над Машуком.

Помимо местных гор, сравнительно не далеко от Юцы находятся ещё много хороших лётных мест. Чегем, Джилысу, Домбай, Архыз, Дунта, Даргавс. Все эти места находятся в радиусе двухсот километров и доступны для однодневных лётных выездов.

Над Джилысу.

Над чегемским парадромом.

Возле горы Чегет.

Даргавс.

Над Дигорией.

Так же, если деньки выдаются с нелётной погодой, можно организовать экскурсии по окрестностям. Рядом находятся: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки. Можно отдыхать в санатории и ездить на полёты. Тем хороша и удобна Юца, что расположена в самом центре горного края. Тут можно полетать над равниной и в горах, в разных условиях.

Набор на параплане 5000 м над уровнем моря в Даргавсе, Осетия.

В сентябре прошлого года мне удалось дождаться самую высокую погоду за три года полётов в Даргавсе. База была выше 5000 м над уровнем моря. Я набрал 5039 м. Так высоко в Осетии на параплане ещё никто не летал. Мне удалось набрать эту высоту меньше чем за 50 минут. Погода была очень сильная. Мне удалось пробить инверсию в нашей большой ложке, на отроге пика Геодезист, затем по ребру выйти на вершину и от туда – к 5000. Потоки были до +6 м/с. Я замерз, так как не оделся для такого полёта – шорты, майка и лайкра поверх майки. Даже кокон не правильно застегнул и холодный ветер задувал мне прямо в ноги. Над Геодезистом я увидел нескольких ястребов, которые играли в том же потоке. На юге расстилалась Грузия, прямо за Джимарой и Шаухох. На Казбеке лежало облако, закрывавшее его вершину. Кавказ был под моими ногами. Ледники и скалы, горные долины и водопады Осетии – всё было внизу. Это были мои вторые 5000 м за мою жизнь. Впервые я полетал так высоко у Эльбруса, в 2010 году. Через полтора часа полёта я был уже на земле. Дмитрий – пилот из Петербурга, с которым мы собирались лететь маршрут, уже ждал меня на посадке. Он слетал в Кармадон и обратно. Было круто. Вы когда-нибудь летали так высоко? напишите в комментах .

На 5000 м.

Трек полёта тут.

Учебный выезд школы по Северному Кавказу “От Казбека до Эльбруса”.

И так, в нашем распоряжении весь центральный Кавказ, от Казбека до Эльбруса (от Даргавса до Джилысу). Даргавс, Дигория, Чегем, Юца, Джилысу – вот парадромы, которые мы посетим во время этой прогулки.

Мне задают много вопросов о том, провожу ли я выезды по Кавказу. Конечно провожу. В сентябре этого года собираемся небольшой, но дружной компанией и едем. Куда? Зависит от прогнозов. Встречаемся во Владикавказе, а затем определяемся, куда ехать.

И так, в нашем распоряжении весь центральный Кавказ, от Казбека до Эльбруса (от Даргавса до Джилысу). Даргавс, Дигория, Чегем, Юца, Джилысу – вот парадромы, которые мы посетим во время этой прогулки. У нас есть 10 дней, с 18 по 27 сентября для того, чтобы побывать во всех, или в нескольких. Во время поездки вы обучитесь новым навыкам полётов в горах, либо закрепите старые. Прослушаете лекции и у вас появится возможность закрепить новые теоретические знания практикой. Процесс обучения будет интенсивным и насыщенным.

Даргавс.

Один из новых парадромов, разлётанных совсем недавно, года три назад. Я – один из пионеров этого места, с моей лёгкой руки тут разлетали пару новых стартов. Первые маршрутные полёты в Даргавсе пролетел на параплане я. При хорошей погоде мы слетаем пару маршрутов над Даргавсом. В прошлом году в середине сентября мне удалось набрать тут выше 5000 м над уровнем моря. Конечно, лётную погоду за 4 месяца никто гарантировать не может, потому у меня всегда есть план “Б”. Он предусматривает: лекции, осмотр достопримечательностей и поход или поездку на горячие источники. Благо, их в районе Даргавса много.

Даргавс

Дигория.

Тут есть несколько мест для полётов. Самое моё любимое – это Дунта. Летали тут совсем немного, но оно оставило неизгладимое впечатление. Этот парадром находится неподалёку от посёлка Дунта. Его можно легко найти на Гугл и Яндекс картах. Он отличается мягкими условиями на посадке. Долинный ветер тут обычно слабый. Но полёты весьма интересные. Высота старта 2000 м над уровнем моря. Придется подняться пешком на 100 метров на старт, так как заезда туда нет. Место совершенно дикое и вряд ли мы встретим тут ещё пилотов, так как летают тут очень мало. Помимо Дунты, тут есть еще пара стартов: Куссу и Донифарс.

Дунта.

Чегем.

В представлении не нуждается. Один из самых известных парадромов в России. Погода и полёты тут есть всегда. Он стал очень популярен в последнее время. В середине сентября тут часто бывает высокая база, как и везде на Кавказе. Единственный недостаток – тут очень людно.

Чегем.

Юца.

Тоже очень популярное место. Это Мекка отечественного парапланеризма. Когда ко мне приезжали европейцы на полёты, то говорили, что они бы увезли эту гору к себе. К счастью, она не соглашается переезжать. Тут каждый год проходят соревнования различных уровней, вплоть до Чемпионатов России и этапов Кубка Мира. Удобная инфраструктура и близость цивилизации делает полёты тут самыми безопасными на Кавказе. Летать на Юце начали ещё в семидесятых годах прошлого века, дельтапланеристы.

Юца.

Джилысу.

Это область, расположенная к северу от Эльбруса. Кавказская Terra Incognita. Вот статья про него. Как и Дунта – это новое место. Впервые я полетал там в 2019 году, осенью. Особенность его в том, что оно осеннее. Летом тут тоже можно летать, но часты грозы. С июня, а иногда и с конца мая тут часто льют дожди. Секрет в том, что находится оно на большой высоте, на линии образования гроз летом. Старты все выше 2600 м над уровнем моря. Грозы тут образуются мгновенно, а сложная система хребтов является причиной образования локальных шквалов. Это летом. Осень тут открывает большие возможности для полётов на парапланах. Виды – просто отпад! Стартов несколько – есть под долинные ветра, а есть под термики. Погода начинается с 9-10 утра. Посадочных площадок тоже много. Тут возможно летать пилотам разного уровня.

Джилысу.

Во время поездки так же будет проходить обучение. Она рассчитана на пилотов, готовых стартовать с разных стартов.

Проживание в гостиницах и хостелах.

Стоимость участия в поездке 80000 р. Сюда входит: инструкторское обеспечение, трансфер по Кавказу, проживание в гостиницах, питание. Не входят: алкоголь, перелёт.

Обязательно оставьте комментарии, интересна ли вам такая поездка.

Информация по обучению находится тут.

Полёты на параплане на Юце

Какое самое удобное место для обучения полетам на параплане? Это место, где часто есть летная погода, так же удобные старты и посадки. Например, такое как Юца (географическое название Джуца-1). Она расположена в восьми километрах от города Пятигорска — столицы СКФО. Это одна из семнадцати небольших гор — лакколитов (не извергавшихся вулканов), которые расположены в районе Кавказских Минеральных вод. С семи из них можно производить полеты. Это: Юца, Джуца, Машук, Бештау, Верблюд, Бык, Золотой Курган). Благодаря находящейся под горой инфраструктуре, близости дорог и населенных пунктов, удобных стартовых и посадочных площадок и возможности заездов на старты на автомобиле — Юца является, как и ее сестра Джуца, самой удобной горой для занятия парапланеризмом.

И так, самая облетанная гора у нас, на КМВ это Юца. Ее высота 970 метров над уровнем моря. У подножия находится инфраструктура — два кемпинга. Есть естественный аэродром с длинной впп 700 метров. Так же там находится клуб ДОСААФ, пока недействующий из-за махинаций с землей. Образован он был в 1986 году. Находится в восьми километрах от Пятигорска. Добраться очень легко как на автомобиле, так и общественным транспортом. Полеты возможны склонные, парящие и маршрутные.

Это место интересно как для начинающих, так и для опытных пилотов. Почему? Потому что погодные условия бывают разные. Не бывает двух дней с одинаковой погодой. На Юце это хорошо видно. Даже, в течение дня погода меняется. Утром можно заниматься с учениками, воздух спокоен — земля еще не прогрелась. Днем начинается отличная маршрутная погода с мощными восходящими потоками. А вечером — подходит время фирменного «юцкого молока», с очень стабильным воздухом, когда прогретая долина перед горой начинает равномерно отдавать тепло и начинает «держать везде», без дневной турбулентности, даже на большом расстоянии от склона. Летать на параплане с Юцы — одно удовольствие, она как будто специально сделана для этого. Лететь можно в разные направления. Только на север полеты ограниченны близостью аэропорта Минеральные Воды, Юца находится на границе зоны «с». На запад — в сторону Черкесска, Армавира, Карачаевска. На восток — в сторону Новопавловска и Нальчика — на юго-востоке. На юг — в сторону большого Кавказа.

Полёты на параплане в Даргавсе.

В ноябре 2019 года я впервые приехал в Даргавс. Я увидел склоны на юге ущелья, которые сразу же привлекли мое внимание как пилота. Тем не менее, ребята катали тандемы над городом мертвых. «Почему не идете летать на юг ущелья?»- спросил я. «Не знаем»..

Полёт в тандеме в Даргавсе
Полёт на параплане к горе Шаухох в Даргавсе.

И вот, уже летом, мы поднялись туда. Условия на старте мне очень понравились. Дул бриз, силой метров до восьми в секунду. Я стартовал, в воздухе было очень мягко, при потоках до +5. Затем я полетел в ложку, которая находится южнее старта. Подъем там был только возле склона, со скоростью +0,5 — 1м/с. Так я набрал еще метров четыреста. Над головой росла гроза и я решил сбежать на посадку.

Следующие полеты там были такими же мягкими, а потоки ровными. Мы начали катать там тандемы. За время, которое я провел в этом ущелье, я наблюдал погоду, спрашивал у местных пилотов — Сергея Клеменова и Дениса Зорина, моих напарников по бизнесу там.

То, что полеты тут мягкие — не удивительно, ущелье там широкое, в отличии от остального Северного Кавказа. Горно-долинный ветер, преодолев теснину, разбегается по широкому ущелью и слабеет. Это и позволяет летать и приземляться там во время дневной термички. Осенью, я думаю, полеты там будут просто бомбическими, когда высокая база установится на Кавказе. И я не ошибся. По весне там, я думал, будет тоже круто.

Но весна убедила меня, что полёты там бывают разными. С хребта может дуть слив, создавая инверсию и мешая подниматься восходящим потокам. В такие дни в небе условия там не мягкие.

Чем хорошо еще в этом ущелье, так это тем, что внизу есть самая настоящая цивилизация. Есть сотовая связь, интернет, продовольственные магазины, комфортное жилье. Помимо всего этого, тут есть, куда съездить и что посмотреть. Это Мидаграбинские водопады и город мертвых, Кармадон со своими нарзанными ваннами, Фиагдон, с монастырем и Цмити (городом XIII века) и скальной крепостью Дзивгис. Ну а горы здесь просто восхитительны. Скоро тут будет еще один парапланерный рай. Так же из плюсов — есть хорошая дорога, по которой можно уехать в Ингушетию и Грузию, так же — в Цей, Фиагдон и Дигорию. И все это — вдоль Скалистого хребта, минуя дороги общего пользования и останавливаясь в самых красивых местах Северной Осетии.

Так же сюда удобно добираться из Владикавказа. До посёлка Кармадон проложили асфальт и теперь до полётов можно добраться за час.

В сентябре 2022 года я слетал к Мидаграбинским водопадам. Вот трек полёта.

https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=116736&rank=0&subrank=0&year=0&season=0&month=0&day=0&pilotID=7149&takeoffID=0&country=0&cat=0&clubID=0

А вот видео того полёта.

ПОЗВОНИТЬ